Найти
О Ремесленной палате РБ    |     Проекты    |     Партнеры    |     Контакты    |    
Бытовое обслуживание населения
Вопросы-ответы
Доска объявлений
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Народные промыслы России
Конкурсы, выставки, награды
Народные промыслы и ремесла Башкортостана
Сувениры и подарки Башкортостана
Профессиональное образование
Фотогалерея
Полезные ссылки


Новости

 
 
 
 
 
 

  Новости / Новость от 26.10.2014


Итоги спецпроекта Фестиваль ремесел в рамках выставки «Ураллегпром»

  Спецпроект "Фестиваль ремесел", подготовленный Ремесленной палатой РБ, как всегда, привлек внимание посетителей традиционной осенней выставки «Ураллегпром», специалистов в сфере прикладного художественного творчества и самих ремесленников. На нем были представлены изделия предприятий, индивидуальных предпринимателей, мастеров-художников декоративно-прикладного искусства. В рамках спецпроекта прошли мастер-классы для всех желающих и первая лекция из цикла "Народное искусство Башкортостана", которую для переполненной аудитории прочитала Элеонора Хасанова, кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, член Ассоциации искусствоведов России, доцент БГПУ. А завершением проекта стал конкурс, для участия в котором из почти сотни работ было отобрано 44 изделия семнадцати авторов. Из их числа и  определены лауреаты, которых наградили ценными призами.

В номинации « Сохранение и развитие пуховязального промысла в Республике Башкортостан» лучшей названа Алсу Абсалямова;  « Раскрытие своеобразия самобытной культуры Башкортостана» -  Ильдар Гатауллин (женские башкирские нагрудные украшения); «Экологическая продукция» - Расим Вахитов (домашняя обувь из натуральной шерсти); « Оригинальная трактовка изобразительных форм сувенирной и подарочной продукции» - Сергей Рябухо (деревянные плакетки с объемным изображением из бронзы). Еще десять мастеров были отмечены дипломами фестиваля в номинациях:« Сохранение национальных традиций» Альфир Давлетгареев (скульптурные формы из дерева «Лучник», «Тулпар», кадка для кумыса «Сабантуй»); «Художественный войлок» - Светлана Пурей («Палантин»), Ляля Загидуллина (сумка «Авоська»); «Авторские украшения» - Любовь Михайдарова (колье «Золотая осень»), Лидия Крохалева ( колье «Янтарная фантазия»); «Дизайнерское решение сувенира «Аркаим» - Тамара Андреева; « Кукла - персонаж» - Зиля Хатмуллина (кукла «Бегущая по волнам»); « Кукла-образ» - Фира Мусина (кукла «Времена года»); «Творческий поиск» - творческий коллектив ООО «Леолюкс» ( работы «Я люблю тебя Россия», «Новогодний сувенир»), Гульшат Шакирова (панно «Фрагменты старинных женских нагрудников», « Тамга»), Елена Кочетова (соломка «Ирисы»), Ирина Садыгова (работа «Хозяюшка»).

-  Такие конкурсы позволяют определить основное направление дальнейшего движения, - рассказывает Наталья Ртищева, заведующая кафедрой декоративно- прикладного искусства БГПУ имени М.Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцент. – По работам мы видим, что хорошо развились технологические приемы выполнения войлока, росписи в технике батик. Десять лет назад все было сделано очень просто, сейчас технически работы соответствуют  высокому художественному уровню, их можно показывать на международных выставках. В Башкортостане много своеобразных направлений творчества, представленных и на этом конкурсе,  но среди работ нет, например,  художественной обработки кожи. В чем проблема? Это  недостаток, дороговизна  материалов, или какие-то технологические особенности? Сейчас нужно бы сделать акцент именно на тех позициях. Которые отстают – витражная роспись, ткачество, керамика, дерево, металл. чтобы каждый вид был представлен. И сохранить  именно национальный колорит. Мы нашли свой особенный подход к выполнению лучших изделий. Теперь  нужно общую концепцию определить,  развить те отрасли, которые отстали,  чтобы расширить выбор самих художников. Хорошо бы вписывать изделия прикладного художественного искусства в современный интерьер. В моде сейчас лаконичность, светлые тона. Представьте, как украсит белую комнату традиционный башкирский палас в малиновых тонах! В развитых странах, , например, в Аргентине национальные промыслы не облагаются налогом, нам бы такой бы опыт перенять. Чтобы это направление поддерживалось государством.

Член жюри конкурса «Фестиваль ремесел» Карима Кайдалова, заведующая галереей «Урал» Министерства культуры РБ отметила роль Ремесленной палаты РБ, которая фактически на одном энтузиазме проводит множество мероприятий для развития  уровня мастеров, приобщения к народному творчеству новых людей . 

- Такие выставки нужны, - сказала Карима Кайдалова, - меня порадовало, бережное скрупулезное отношение к этнографии. Например, нагрудник с монистами – это просто песня, хорошая, очень чистая, красивая реконструкция.  В таких работах важна деликатность и серьезные знания, иначе из разрозненных частей,  даже очень похожих на этнографических вещи, не  получается произведение. Недостаточно вещь собрать из кусков, важно  знать, как это должно быть  согласно  традиции. Часто нужны серьезные, на уровне сакральных знания, к ним нужно очень бережно относиться. Растаскивать это искусство на поделки, на «кичовые» изделия ради продажи нельзя. Чем больше погружаешься в народное творчество, тем больше удивляешься тому, насколько старинные вещи современны. Но только те, которые сделаны с душой и полным пониманием материала, традиций своего народа. В Башкортостане хорошо развилось лоскутное шитье, наши мастера здесь на гребне современной моды. Этому подтверждением стал уникальный проект  «Юрта», представленный на фестивале лоскутного шиться «Курочка Ряба» в Санкт-Петербурге. Каркас настоящей башкирской юрты был превращен в необычный арт-объект, став выставочным пространством для текстильных работ башкирских художников, а древний эпос Урал-батыр нашел воплощение в фантастических костюмах из войлока.

-  Именно юрта, паласы из войлока  являются достоянием нашего декоративного искусства, - считает Карима Кайдалова, директор галереи «Урал». - Радуюсь качеству современных работ из войлока – шарфы, кардиганы, шляпки - и ловлю себя на том, что начинаю придираться. Технологически, технически наши мастера сегодня работают безукоризненно. Когда искусствоведы позволяют себе придираться и капризничать, это значит, что достигнут высочайший уровень. Я помню, с чего мы начинали возрождать войлоковаляние в Абзелиловском районе - от народных истоков, от навыков старших женщин, которые делали одни только паласы – яркие, жизнеутверждающие. Сегодня мы далеко продвинулись в этом направлении. Но те народные  традиции до сих пор работают, я к ним отношусь очень трепетно. Даже если мы будем предлагать гостям одни только паласы, в которых присутствует этот национальный дух,  наш войлок будет интересен нашим гостям. Потому что он рассказывает о нас самих.

Сейчас очень важно поддержать и поощрить всех мастеров.  Карима Кайдалова предлагает в связи с приближением международных саммитов   ШОС И БРИКС  подумать о создании изделий, которые будут представлять традиционные  палас и юрту, но в миниатюре, так, чтобы их можно было легко увезти в «заморские страны». Сейчас очень важно поддерживать и поощрять мастеров в сфере художественно-прикладного творчества на всех уровнях, дать им возможность выставлять свои работы и продавать их, чтобы было чем удивлять участников саммитов.

Скачать фотографии конкурса


Все права защищены © 2009 г.
Ремесленная палата Республики Башкортостан
Создание сайтов в Уфе -
«Экспресс лаб»