Найти
О Ремесленной палате РБ    |     Услуги    |     Партнеры    |     Контакты    |    
Участники
Бытовое обслуживание населения
Народные промыслы России
Народные промыслы и ремесла Башкортостана
Сувениры и подарки Башкортостана
Конкурсы, выставки, награды
Профессиональное образование
Фотогалерея
Вопросы-ответы
Доска объявлений
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Полезные ссылки


Новости

 
 
 
 
| 21 августа 2014 | Вот такие женщины!
 
 

  Народные промыслы России


Из жизни сувениров

Предложения Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в проект Государственной программы «Культура России» мер поддержки народных художественных промыслов    ( в раздел НХП РОССИИ)

 

Заместителю Министра культуры
                                                       Российской Федерации

                                            П.В.Хорошилову

 

Уважаемый Павел Владьевич!

Народные художественные промыслы являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества.
Вместе с тем следует отметить,  что  народные художественные промыслы являются не только особой областью духовной жизни народа, но и своеобразной  отраслью материального производства.
В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах»  промыслы представляют собой неотъемлемое  достояние и одну из форм творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей. При этом федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные (культурные) условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных промыслов.
Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определено, что народные художественные промыслы являются культурными ценностями. Промыслы осуществляют культурную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Настоящие основы регулируют культурную деятельность  в области народных художественных промыслов.
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  определено, что места традиционного бытования народных художественных промыслов являются одним из видов объектов культурного наследия как  достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы.
Изделия традиционных народных художественных промыслов попадают под действие  Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Положением о Министерстве культуры Российской Федерации на Министерство возложена ответственность за проведение единой государственной политики в сфере культуры.
При этом во многих субъектах Российской Федерации деятельность промыслов курируют департаменты или Министерства  культуры.  Также к ведению Минкультуры России относятся специальные учебные заведения, готовящие кадры для организаций народных художественных промыслов и единственный в стране музей декоративно-прикладного искусства народов России. Народные художественные промыслы ранее неоднократно представлялись в экспозициях выставок, посвященных «Дням России» и национальным выставкам, организуемых Министерством культуры Российской Федерации за рубежом.
При этом сегодня промыслы, в силу определенных причин, находятся в катастрофическом состоянии. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Устаревшие технологии, полное отсутствие инфраструктуры сбыта изделий, как следствие, минимальная заработная плата (значительно ниже средней по стране), невозможность участия в выставочной деятельности как внутри страны, так и за рубежом, не обеспечивают необходимого развития творческих  коллективов.
Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам.
Актуальность сохранения народных промыслов и необходимость разработки мер их государственной поддержки неоднократно подчеркивалась высшими руководителями страны.
Однако, в существующей  Федеральной целевой программе «Культура России» мероприятия, направленные  на сохранение, возрождение и развитие народных промыслов, отсутствуют.
Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым дано Поручение Правительству Российской Федерации от 03.10.2009 года № ПР-2633 подготовить предложения по государственной поддержке народных промыслов. 
Министерство культуры Российской Федерации могло бы оказывать реальную поддержку народным художественным промыслам в рамках разрабатываемой в настоящее время программы «Культура России».
Ассоциация крайне озабочена сложным финансовым положением современных художественных промыслов, их функционированием в условиях рыночной экономики, что порой приводит к невосполнимой утрате традиционных центров народной культуры, и просит Вас, уважаемый Павел Владьевич, поддержать включение в проект Государственной программы «Культура России» предлагаемых мер поддержки народных художественных промыслов
Приложение: по тексту на 2 л.

 

Председатель Правления,
Член Совета при Президенте
Российской Федерации
по культуре и искусству                                                      Г.Дрожжин

Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.

Приветствуем Вас в разделе о художественных промыслах России!

Современные изделия народных художественных промыслов сохраняют этническую специфику, связанную с передачей традиций художественного мастерства, сложившегося в рамках соответствующего этноса. Примечательно, что в глазах представителей других этносов такие изделия (возможно, из всего многообразия самые примитивные) превращаются в своеобразные этнические символы, причем необязательно конкретного этноса. Вполне возможна и некоторая унификация образа и соотнесение его с целой группой этносов-народов. Например, не секрет, что в современности своеобразным символом русского народа (и большинства других этносов, населяющих нашу страну) является матрешка.

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т.п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные?..

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
                                                                               

 

Исторические корни художественных промыслов Руси
                                              
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.
Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.
К моменту создания восточнославянского государства - Киевской Руси - ремесла в нем достигли высокого уровня развития.
Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.
Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.
Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело». Основным видом искусства являлось древнерусское шитье - вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.
Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.
Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.
В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.
Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век - начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.
                                                  

Промыслы в начале 20 века
                     
К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика» (вологодское кружевоплетение, ювелирное дело Красного Села). В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа - мануфактуру (керамическое производство Гжели, набойка Павловского Посада). Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерсике, в которых работали их крепостные, изготовляя на подажу ковры, кружево, узорные ткани.

Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таквы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы. вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народыне вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80-е годы XIX века в подмосковном имении миллионера С. И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний, вторжения в них чуждых народу «пошибов» и мещанских вкусов были обречены на провал. Слишком незначительны были все земские мероприятия по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

Промыслы после революции

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.
Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей.
В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.
В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.
Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.
В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.
В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории РФ
                                          
Говоря о предприятиях, занимающихся производством изделий народных художественных промыслов, невольно касаешься их исторически сложившихся особенностей размещения на территории РФ. В Федеральном законе, упоминавшемся в первой главе данной работы, дается определение места, на котором размещается тот или иной промысел:
«Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы».
Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается список.

Роспись по дереву:
«Семеновская роспись по дереву»

«Городецкая роспись»

«Хохломская роспись»

«Хохломской художник»

Резьба по дереву
«Богородский резчик»

«Идеал»

«Беломорские узоры»

Художественная керамика
«Аксинья»

«Дымковская игрушка»

«Скопинская художественная керамика»

«Турина Гора»

Резьба по кости
«Холмогорская резьба по кости им. Ломоносова»

«Уэленская косторезная мастерская»

«НХП-Магадан»

Художественная обработка камня
ТОО «Самоцветы»

«Уральский камнерез»

Государственное унитарное предприятие «Калининградский янтарный комбинат»

«Альк»

Художественная обработка металла
«Северная чернь»

«Павловский завод им. Кирова»

«Возрождение»

Декоративная роспись на металле
«Метальная лавка»

«Жестовская фабрика декоративных изделий»

Лаковая живопись
Холуйская лаковая живопись

«Финист»

Вышивка
«Мстерская вышивка»

«Ивановская строчевышивальная фабрика»

«Тарусская вышивка»

Кружевоплетение
«Елецкие кружева»

«Крестецкая строчка»

«Снежинка»

Узорное ткачество
«Гипюр»

Художественные изделия из бересты, лозы и соломки
«Томский умелец»

«Сыктывкарское предприятие НХП»

Изделия из фарфора и фаянса
«Феникс»

«Сысертский фарфор»

«Гжель»

Роспись по ткани
«Камелия»

«Кунцево»

«Русский батик»

«Семеновская роспись»
                                 

По материалам Ассоциации народных художественных промыслов России             
   
 Народные промыслы: искусство или бизнес?

12 марта 2009 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко провел совещание о поддержке и развитии народных художественных промыслов.

В совещании, которое состоялось  в Торгово-промышленном музее кустарных изделий, приняли участие  руководители 20 организаций из 9 регионов страны, представляющих различные стилевые особенности народных художественных промыслов России. Среди них всемирно известные центры народного искусства: Гжель, Дулевский  фарфоровый завод, Вологодские кружа, Художники Палеха, Хохломская роспись.
Изготовлением изделий народных художественных промыслов, которые включают в себя 15 видов производств, занимаются более 240 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации. Общая численность работающих около  30 тыс. человек. Ежегодный  объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении составляет более 4 млрд. рублей.


Начиная с 2005 года наметились положительные тенденции темпов роста производства изделий народных художественных промыслов. В 2008 году произведено изделий народных художественных промыслов в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 4,04 млрд.рублей, в том числе изделий признанного художественного достоинства – на 1,19 млрд.рублей.
Для обеспечения деятельности организаций  народных художественных промыслов в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проделана серьезная работа в этом направлении. «Многие бюрократические процессы, которые шли в предыдущие годы к сегодняшнему дню завершились, в том плане, что все, что связано с существующими формами взаимодействия и поддержки народных художественных промыслов окончательно нашло документальное оформление», - подчеркнул Виктор Христенко.
Одной из основных мер государственной поддержки организаций народных  художественных промыслов, по словам Министра,  должна стать политика государственного заказа при реализации изделий признанного художественного достоинства. «Необходимо проработать нормативные документы, которые заставляли бы ориентироваться на удовлетворение государственного спроса за счет брендированной продукции промыслов,  при этом перечень брендов  должен быть утвержден», - уточнил глава Минпромторга России.

Таким образом,  гарантом сбыта изделий признанного художественного достоинства, используемых для создания подарочного фонда, а также для реализации этих изделий на крупных выставочных площадках в России и за рубежом, должно стать государство.
Министр также признал необходимость «разумных новации в области налогообложения, которое должно учитывать существующие реалии и многообразие представителей отрасли». При этом он подчеркнул, что на федеральном и региональном уровнях могут быть и другие преференции, направленные на поддержку и развитие народных промыслов, но и для самих   промыслов должны быть разработаны чёткие критерии их значимости.
 «Понятно, что сейчас не лучшее время для бизнеса вообще, но это и время, когда можно занять более достойное место на рынке. Необходимо понять место и роль народных художественных промыслов в этой общей конструкции», - заключил Виктор Христенко

Ирландское кружево. Уроки и схемы вязания
Самое сложное кружево крючком - ирландское. Но оно же и самое красивое. Объемные цветы, листья, завитки на фоне тонкой изящной сетки - это работа для мастера. Но попробовать всегда стоит - желание и терпение поможет.

История ирландского кружева
Изобретение способа принадлежит некоей мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В1846 Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.

Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландское вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда - каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины, дети, старики.

Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция!

Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.

Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906). Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.

Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев".

Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.

 

 


Все права защищены © 2009 г.
Ремесленная палата Республики Башкортостан
Создание сайтов в Уфе -
«Экспресс лаб»